Ответ на требование налоговой

Налоговый орган начал у вас выездную проверку, и вам поступают требования о предоставлении документов. Первое требование обычно является самым объемным, так как в него налоговая инспекция включает всю необходимую для проверки информацию и перечень документов. Чаще всего такое требование содержит порядка 95–96 пунктов.

В первом требовании налоговая инспекция запрашивает учетную политику, должностные инструкции сотрудников, штатное расписание, штатную расстановку. Также требуются регистры налогового и бухгалтерского учета, оборотно-сальдовая ведомость и другая информация, необходимая для понимания структуры и работы вашего бизнеса.

Учетная политика нужна инспекторам, чтобы определить, каким образом ведется бухгалтерский учет, как отражаются основные средства, материалы и происходит их списание. Это позволяет налоговой инспекции проверить, правильно ли вы относите расходы для снижения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. На этом этапе изучаются первичные документы и их корректность.

Далее налоговый орган подробно рассматривает взаимоотношения вашей компании с контрагентами. Если по одному контрагенту вы предоставляете полный пакет документов (накладные, путевые листы и т.д.), а по другому только договор и универсальный передаточный документ (УПД), то инспекция зафиксирует это в акте проверки как недостаток.

Важно подходить ко всем контрагентам одинаково. Если компания была принята вами к учету, то все операции с ней должны быть документально обоснованы в полной мере, включая НДС и налог на прибыль. Нельзя изначально разделять контрагентов на «хороших» и «плохих».

Выемка документов налоговым органом возможна, если они предполагают факт сокрытия или уничтожения документов. Поэтому важно отвечать на требования своевременно и четко. Однако предоставлять документы нужно строго по закону, учитывая положения Налогового кодекса.

Когда бухгалтер получает требование, необходимо внимательно изучить, какие документы требуют налоговики. Часто путают документы бухгалтерского учета с первичными документами для налогового учета. Ваша обязанность – предоставить именно первичные документы. Например, если в требовании указано 90 пунктов, вы должны дать ответ по каждому из них отдельно и четко.

Если каких-либо документов у вас нет (например, путевых листов, журналов регистрации транспортных средств), вы сообщаете об этом, указав причины отсутствия (не ведутся, не предусмотрены учетной политикой и т.п.). Не нужно составлять аналитические справки по запросу налогового органа, так как это не является вашей обязанностью и не относится к первичной документации.

Используйте право предоставить дополнительные документы, такие как дефектные ведомости, только на этапе возражений, если посчитаете нужным. В рамках самой проверки это не обязательно.

Если налоговый орган запрашивает документы, которые уже находятся у третьих лиц (например, объект еще не завершен или документы находятся у подрядчика), это следует разъяснить инспекторам.

Если вы хотите получить отсрочку на предоставление документов, направьте соответствующее уведомление на следующий день после официального подтверждения получения требования. Отсчет срока начинается не с момента получения требования через ТКС, а с даты фактического подтверждения его получения.

Важно отметить, что аналитические справки, регистры или оборотно-сальдовые ведомости в Excel предоставлять не обязательно, поскольку это не первичные документы. Не стоит излишне облегчать работу инспекторам, предоставляя документы в удобном для них формате.

Для правильной и эффективной подготовки ответов на требования рекомендуется привлекать налоговых консультантов, которые смогут грамотно оценить необходимость и обоснованность предоставления конкретных документов. Бухгалтер должен отвечать только за первичную документацию, и его задача – отражать в учете поступающие документы, не углубляясь в производственные детали, если это не входит в его обязанности.

Консультация с профессиональными налоговыми консультантами поможет избежать ошибок, грамотно подготовиться к проверке и минимизировать возможные налоговые риски.

Что делать если налоговая стоит в дверях?
Налоговые консультанты компании «Белый дом» подготовили для вас подробный план действий во время выздной проверки ФНС
Как действовать если к вам пришла налоговая?
Как снизить налоги
в 2021 году?
Изменения налогового законодательства в 2021
Почему малый и средний бизнес попадает под контроль налоговой?
Изменение законодательства в сфере налогооблажения?
С заботой о безопасности вашего бизнеса
Эфиры с радио «Бизнес FM Уфа»
Made on
Tilda